Jump to content
Василичь

Ламповый Усилитель От Василича, Делаем Сами

Recommended Posts

Кто желает сделать себе ламповый усилитель без понтов,но с отличным звучанием,присоединяйтесь. Практически рассмотрим все схемы,достоинства и недостатки.Рассмотрим не теоретически,а практически с измерениями параметров ,ОБЪЕКТИВНО .

Усилитель можно собрать на деревяшке,фанерке,стеклотекстолите,дюралевом шасси и железном шасси. Последний вариант предпочтительней,потому что только магнитный материал (железо)является экраном для магнитных полей . Поэтому если мы расположим блок питания с силовым трансформатором сверху на шасси,а ТВЗ и монтаж внизу в подвале,мы сразу на этапе конструирования уйдём от фона и наводок. И не нужно будет экранировать ТС и ТВЗ. Получим прекрасное соотношение сигнал-фон.

И так первым делом нужно шасси. Но перед этим нужно выбрать схему. В основном все усилители сейчас собираются по двух каскадной схеме. Короткий тракт. Двух тактные усилители есть и одно тактные. Следовательно у стерео усилителя будет либо 6 ламп (отверстий в шасси) либо 3-4 лампы в одно такте. Скачайте записную книжку,много полезного http://rghost.ru/58528362 Обновлена http://rghost.ru/7zlpH6ZcV

Выпрямитель можно делать понтовый на кенотроне,а можно на диодах UF серии. Кенотрон проигрывает по всем параметрам и звуку диодным выпрямителям. В этом вы в последствии сможете убедится сами,если захотите.

Трансформаторы силовые и выходные можно заказать в Твери и Ростове

Ростовский завод ТОРов tortrans@ya.ru

Тверь завод ТОРов office@torel.ru или info@torel.ru главная страница http://www.torel.ru/about.php

Здесь тоже ТОРы Андрей. ferledi@mail.ru

Шасси может быть либо просто плита с деревянным ящиком в четыре стенки,либо П образное шасси с двумя деревянными накладками ,либо боковыми,либо перед и зад. И полностью металлическое. Вот фото для понимания что такое шасси.

post-180237-0-40850100-1404486066_thumb.jpg

post-180237-0-35010500-1404486081_thumb.jpg

post-180237-0-88203800-1404486097_thumb.jpg

post-180237-0-56950000-1404486113_thumb.jpg

post-180237-0-04950700-1404486129_thumb.jpg

post-180237-0-92471900-1404486149_thumb.jpg

post-180237-0-24179200-1404486173_thumb.jpg

post-180237-0-01858100-1404486194_thumb.jpg

post-180237-0-22703200-1404486211_thumb.jpg

post-180237-0-16257900-1404486232_thumb.jpg

post-180237-0-38664900-1404486244_thumb.jpg

post-180237-0-15479600-1404486285_thumb.jpg

post-180237-0-86305100-1404486293_thumb.jpg

post-180237-0-98114000-1404486301_thumb.jpg

post-180237-0-95694400-1422340783_thumb.jpg

post-180237-0-31116600-1422341340.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отлично!

Я готов. ( 6ф5п, Твз-1-9 / шлифую зазор, доматываю вторичку/)

 

Edited by тимвал

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну что ж давайте с одно такта и начнём. Сначала шасси нужно подобрать или сделать. Перед тем как разметить для сверления отверстий,нужно иметь весь набор комплектующих усилителя ,а для этого нужна схема по которой будете собирать усилитель. Не слушайте АУДИОФИЛОВ, Подбирайте любые комплектующие.Любые резисторы и конденсаторы,любые гнёзда входные и выходные терминалы. Всё звучит одинаково .Например в качестве выходных клемм болт от трактора или Фуртек клеммы позолоченные звучат одинаково,вернее они ни как не звучат и те и другие. Просто соединяют акустику с вторичкой ТВЗ. Так же и входные клеммы и монтажный провод одинаково пригодны любые типы.

Так же и электролитические конденсаторы,можете применять любые.Наши К50-12,К50-7,К50-17,К50-37 или Китай .

Шасси железное и поэтому можем полность. отделить ТВЗ и монтаж от силовой части. Предотвратив тем самым наводки. Входные гнёзда поставьте у регулятора громкости,на передней панели.Этим самым уменьшим наводки и улучшим звучание. 90% качества звучания зависит в ламповом усилителе от ТВЗ. Но начинаем с ТВЗ1-9 поэтому следует их установить так что б вокруг их было место,которое пригодится для установки более крупных ТВЗ в последующем при модернизации и вовремя экспериментов.

Дроссель в анодном питании ставим любой,вплоть до дросселя от люминисцентных светильников,главное что б ток он выдержал. Раз у нас ТВЗ1-9 и он расчитан на ток 35ма,то две лампы выходных возьмут 70-80ма. Вот не ниже этого тока и должен пропускать дроссель.Обычно у дросселя есть запас от паспортных данных.

Нужен нам силовой трансформатор. Он должен иметь как минимум две вторичных обмотки. 250-280 вольт 0,15а и 6,7 вольта 2-3 ампера. Хорошо если накальных обмоток будет две. 6,7 вольт 2-3 а. и 6,7 вольта 0,8-1 ампер.

И так располагаем на шасси наши комплектующие. Желательно что б все комплектующие шли на шасси в таком же порядке как на схеме. От входа ,до выхода. Вход - впереди,выход - сзади. На этом этапе разместив так детали,мы уже уберём головную боль с настройкой и фоном.

Сейчас я у себя тоже расположу детали на шасси,рассверлю отверстия какие нужны. Не забываем отверстия для вентиляции просверлить в шасси где силовая часть, для вентиляции естественным притоком воздуха. Воздух должен входить через отверстия в нижней крышке, охлаждая подвал, проходить далее через отверстия 6-8мм в шасси . Проходить он должен в силовую часть,которую накроем колпаком декоративным и в колпаке через отверстия сзади,вверху,выходить наружу.

После сверления всех отверстий,зачищаем мелкой шкуркой шасси. Потом грунтом их баллончика покрываем и дав немного подсохнуть покрываем из баллончика или краскопульта краской.

post-180237-0-08074700-1404548152_thumb.jpg

post-180237-0-22367900-1404548162_thumb.jpg

post-180237-0-87671200-1404548173_thumb.jpg

post-180237-0-71396300-1404548182_thumb.jpg

post-180237-0-16354900-1404548192_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тестирование литиевых батареек Fanso в нормальных условиях

Компания Компэл, эксклюзивный дистрибьютор компании Fanso, предлагает широкий перечень ЛХИТ, позволяющий подобрать элемент питания, в наибольшей степени соответствующий конкретным требованиям. Для тестирования параметров, указанных в Datasheet, специалисты Компэл организовали в апреле 2019 г. полугодовой тест на постоянный разряд в нормальных условиях четырех наиболее популярных моделей литий-тионилхлоридных и литий-диоксидмарганцевых батареек Fanso.

Посмотреть результаты первого среза

Данная тема задумана для того что б пройти путь от одно такта простенького, до лампового усилителя, высокой верности воспроизведения, на лампах большой мощности. Поэтому и схемные решения будут разные. Хотя усилитель двух каскадный ,одно тактный,как был придуман 80-100лет назад, таковым и остался. Схема одинакова , стандартная. Добавляются различные вариации. Но суть одна. Вот схема на лучевом тетроде или пентоде ,стандартная с автоматическим смещением. Любые лампы ставятся,изменяется только режим ламп (подбирается катодными резисторами), Схема неизменная хоть 6П42С на выходе,хоть 6П1П или 6Ф5П. Вот её для начала и сделаем. Кто захочет модернизировать в последствии,умощняя и улучшая,сделайте шасси побольше,что б влезли впоследствии большие ТС и ТВЗ и лампы большие уместились.

post-180237-0-79530000-1404551642_thumb.jpg

post-180237-0-22862200-1404552193_thumb.jpg

post-180237-0-88830500-1422341407.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Василичь!А какой краской производишь окраску шасси?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Новое бюджетное семейство микроконтроллеров STM32G0 и планы его развития

Семейство STM32G0 сочетает в себе лучшие качества представителей семейств STM32F0 и STM32L0 - относительно высокую производительность и низкое энергопотребление. Модели STM32G0 имеют упрощенную схему питания, улучшенную периферию, систему тактирования и быстрые порты в/в, доп.средства защиты ПО, повышенную устойчивость к статическим разрядам, широкий ассортимент корпусов, обновленные пакеты библиотек для STM32CubeMX. STMicroelectronics планирует развивать новое семейство.

Подробнее...

Краскопульт и эмали ПФ 160, сушка 30 минут в духовке при 100 град. Но можно и из баллончика. Можно нитро,матовой. Пока лето красьте шасси,на зиму готовьте! :yes:

У кого напряжёнка с металлом,можете взять старый корпус от компа и сделать себе прекрасный усилитель отрезав верх корпуса и низ шасси компа..

post-180237-0-55172600-1404580973_thumb.jpg

post-180237-0-27007700-1404581006_thumb.jpg

post-180237-0-42627100-1404581060_thumb.jpg

Edited by Василичь

Share this post


Link to post
Share on other sites

До ламп большой мощности мне, пока, далековато. Но акустику нужно качать вот такую-

по краям- 4а-32 в щитах. ближе к центру - 4гд-35 в щитках.

По центру работает двухтакт из радиол (6п14п)-

Короче, полный порядок ( рабочий беспорядок) в мастерской-

Я в боевом настрое! Василичь, пора " разводить Землю"!

Ну а так-как выходные дни, то предлагаю музыкальную паузу -

До связи!

Edited by тимвал

Share this post


Link to post
Share on other sites

Василичь, а каково Ваше мнение по поводу селенового выпрямителя?

Суть вопроса вот в чём- селен годится?

в схему 6ф5п дросселя я ставить не буду( приберегу для следующих девайсов) на них падает довольно много напруги , и на селене тоже много теряется.

В пушпул я соорудил фильтр на основе заводской схемы и он работает...

Единственное- я так и не научился рассчитывать необходимые номиналы конденсаторов и резисторов ( дросселей) в фильтрах БП .

( хорошую тему ты замутил, Василичь! Подзадорил!)

С уважением, nikolaich.

Edited by тимвал

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дроссель нужно ставить обязательно,иначе не получите отношение сигнал-фон -90dB в одно тактном усилителе .

Share this post


Link to post
Share on other sites

Присоединяюсь к laich:очень хорошая тема,будет полезна начинающим ламповикам.Только есть просьба к участникам форума:не сильно забивать тему своей информацией.Пусть человек расскажет как это всё делается с нуля.

Вопрос к Василичу.Какие усилители представлены на снимках о земляной шине и накалах ламп?Думаю,что это не однотакт.Или я ошибаюсь?И ещё:думаю будет не лишним прокомментировать что объединяет земляная шина,а то ребятишки могут немного "плавать"))).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Все детали усилителя, которые на схеме соединены с землёй (общим проводом) должны соединятся с шиной, а не с корпусом (с шасси) усилителя. А шина должна только в одной точке соединятся с шасси. Эта точка находится опытным путём, по наименьшему фону на выходе УНЧ. Нельзя применять шасси в качестве общего провода, из за блуждающего тока.

Вот фото различного исполнения шины в УНЧ. Выбирайте себе вариант и распаивайте шину над панельками. Для её подвеса можно использовать лепестки ламповой панельки не используемые в лампе. Например в 6П6С,6П3С и ей подобных 1,6 ножки не используются.К этим лепесткам можно крепить шину.

post-180237-0-00798000-1404664646_thumb.jpg

post-180237-0-90672400-1404664655_thumb.jpg

post-180237-0-16470200-1404664668_thumb.jpg

post-180237-0-89529400-1404664684_thumb.jpg

post-180237-0-06842800-1404664695_thumb.jpg

post-180237-0-34714100-1404664733_thumb.jpg

post-180237-0-90430400-1404664746_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я правильно вас понял, что имея плоский металлический корпус оптимальнее всего расположить ТВЗ внутри этого корпуса, а ТС и , повозможности, дроссель наруже под кожухом?

Edited by Vadia F

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно. Ведь если расположить вверху рядом с ТС и дросселем,то неизбежны наводки.Придётся делать экраны для ТС и ТВЗ и ДР. Разделяя железным шасси ТС и ТВЗ мы уходим от экранировки. И от наводки.

Вот абсолютно неверное с точки зрения инженера и физики ,расположение ТВЗ,ТС и ДР.

post-180237-0-52303400-1404668928_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Разделяя железным шасси ТС и ТВЗ мы уходим от экранировки. И от наводки.
Да, еще и ставить пОпендикулярно друг к другу. :)

Отличная тема, Василичь, аж самому захотелось тряхнуть стариной, вспомнить молодость, были ламповые времена. Лепота.

P.S. Раз уж речь зашла о трансформаторах. Рано или поздно захочется пощупать двухтакт, намотка трансформатора без навыков и опыта, ессно, составляет определенные трудности. Сваять трансформатор для двухтактника без перемотки с успехом можно из двух трансформаторов для однотактников, типа ТВЗ1-9, ТВШ и т.д. Для этого с трансформаторов снимается обойма, выкидываются перемычки, трансформаторы соединяются встык друг с другом без зазора, делается новая обойма. Первички соединяются согласно последовательно, соединение первичек - плюс питания, крайние выводы - аноды ламп, вторички коммутируются в зависимости от сопротивления нагрузки. Получается неплохой усилочек, например, для лампового гитарного комбика, саме то. Дерзайте :) . Да, на авторство не претендую, идея описана в каком то древнем журнале ,,Радио,,, но мной с успехом испытана. Как то так, не художник я.

post-151486-0-73389400-1404682911_thumb.jpg

Edited by VDIJ

Share this post


Link to post
Share on other sites

1-просьба к участникам форума:не сильно забивать тему своей информацией.

2-ещё:думаю будет не лишним прокомментировать что объединяет земляная шина,а то ребятишки могут немного "плавать"))).

1- Намёк понял!Но-

Без "обратной связи" у Василичь-а получится тема "как я делаю лампадники". И без живого общения тема усохнет. Так случилось с подобной темой С.П.Илларионова .( VDIJ наверняка помнит эту тему).

2-Согласен. Василичь, будучи опытным специалистом,не может знать о том, как сложно "ребятишкам" сформулировать правильный вопрос.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Василичь писал-

"...распаивайте шину над панельками. Для её подвеса можно использовать лепестки ламповой панельки не используемые в лампе."

Отличная подсказка! Особенно учитывая тот факт, что в некоторых населённых пунктах нет возможности приобрести контактные площадки.

Edited by laich

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дроссель нужно ставить обязательно,иначе не получите отношение сигнал-фон -90dB в одно тактном усилителе .

Юрий Василич, я пересмотрел свою концепцию. Убрал селен, буду использовать дросселя , конденсаторы МБГО ( 1мкф+электролиты ) и мосты КЦ-402а.

Одобряете?

Share this post


Link to post
Share on other sites

МБГО можете не ставить. Ни чего они не дают. Ставьте К50-12 электролиты ,они без индуктивные и сами работают лучше МБГО.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подскажите, имеется пара ТВЗ-1-2, нужно ли их дорабатывать? Добавлять прокладку для зазара, доматывать слой вторички? Очень уж не хочется их разбирать, боюсь потом не стяну как положенно. Планируются для усилителя на 6ф5п

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я специально не пишу о доработке. Сначала ставим так как есть. В дальнейшем этот усилитель дорабатывать будем и смотреть как будет улучшаться звук и параметры. Поэтому и пишу ШАССИ делайте побольше ,расстояние вокруг ТВЗ оставляйте,что б потом большего размера поставить ТВЗ можно было, лампы что б поставить другие можно было,помощнее. Для БП побольше места,что б впоследствии довести мощность УНЧ до 10-14 ватт. Потому что 2-3 ватта усилитель - это не усилитель, а радиоприёмник. Просто услышать ламповый звук. Динамический диапазон мал и правильно он ни когда не отыграет музыкальное произведение. Слушать то музыку мы будем при 2-3 ваттах, но должен запас мощности быть ,что б отыграть форте- фортисимо!

Серьезная музыка должна слушаться с высоким качеством, иначе мы просто не услышим всего, что в ней заложено. В том числе, качество это касается и сохранения динамического диапазона. Иными словами, мы должны услышать всё, от самых тихих до самых громких музыкальных моментов. Что касается громких, вопрос решается при помощи аппаратуры приемлемого качества и достаточной мощности, чтобы исходный звук не искажался от перегрузки.Тихие же, чтобы быть услышанными, должны превышать естественный уровень шумов. А он в повседневной жизни достаточно высок, просто мы привыкли к нему и зачастую не замечаем. И если музыка звучит слишком тихо, она

sympho.jpgмаскируется окружающими шумами и становится неразборчивой, а то и вообще неслышной. Ни о каком качественном восприятии и глубоком понимании музыки в этом случае речи не идет.

Выход один: увеличивать громкость. Сами понимаете, что громкость увеличится по всему диапазону.Уровень шумов у нас одинаков, динамический диапазон разный. Что имеем в итоге? Полноценное прослушивание симфонической музыки возможно только при большей максимальной громкости

Share this post


Link to post
Share on other sites

После покраски и сушки,закрепляем основные комплектующие. Ещё при разметке желательно так расположить все комплектующие что б снаружи не было видно шляпок болтиков. То есть всё стараться разместить под колпаком декоративным БП и снизу ,в подвале тоже в прямоугольнике очерченном колпаком.Располагая панельки так что б анодные выводы были расположены в сторону ТВЗ.. Начинаем разводку общей шины и накала ламп.. Монтируем блок питания.

post-180237-0-31239600-1404976715_thumb.jpg

post-180237-0-37148500-1404976726_thumb.jpg

post-180237-0-14531100-1404976734_thumb.jpg

Edited by Василичь

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ув. коллеги. Я в 74-ом сделал однотакт 6Н2П +6П3С. На 2Вт *3 орало крепко и чисто. Два таких осилка (мой и друга) с тембрами "в разные стороны" давали псевдостерео на этаже студ общаги. Девушке нужно было орать на ухо :) во время танца...

Уже в 75-ом делал бестрансформаторный на 17 / 51 Вт. (одна пара / три пары 6П3С).

Питание было от двух трансов и двух выпрямителей с дросселями 250В *2.

И УЖЕ ТОГДА применил плату из фольгированного гетинакса. лень было отвестия в металле делать. Сегодня же есть двойной стеклотекстолит:

-одна сторона-экран,

-вторая сторона - разводка питания.

Экономьте силы, тогда останется время думать.

После этого УНЧ с выходом звука 120 вольт ... больше их не делал, а токмо ремонтиривил.

Посему, если отстаёте на 40 лет,- хотя бы экономьте свои силы. Ведь двойной фольгир стеклотестолит даст фору любому металлическому шасси.

На нём можно и ТВ модулятор и блок питания и, бесспорно, УНЧ монтировать.

-----------------

Кто желает почувствовать себя настоящим слесарем - используйте железяку, которую трудно обрабатывать, в которой невозможно изолировать участки...и которая плохо паяется.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Периодически будут в тему заходить такие псевдо гуру и рекомендовать,то что и на голову не натянешь. Только железное шасси применяйте ! (медь,алюминий и тем более медная фольга не является экраном от магнитных полей.)и применяйте навесной , пространственный монтаж в воздухе, типа 3D. Так делаются все НЧ блоки и усилители профессиональные , на радио телевизионных студиях,где я и проработал инженером 15 лет. Если конечно хотите получить нормальное, хорошее звучание ,а не радиоузел или УНЧ для танцулек. В 13м сообщении я показывал монтаж профи усилителей студийных.Ни какие жгуты вязаные не допускаются,ни какие планки монтажные не допускаются. Всё паяеться от вывода панельки,к следующему выводу панельки. И на шину общую.

Гор рекомендую открыть тему о своём усилителе ,а не пиарить здесь,где делаем УНЧ начального уровня - ОДНО ТАКТ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Similar Content

    • By Ремирович
      Каким должен быть первый усилитель, который бы хотелось собрать самому? Понятно, что как можно лучше, и как можно проще и доступнее. В пору господства ламповой техники и начала эры транзисторных приёмников на германиевых транзисторах, мой первый усилитель был собран по схеме, которая приводится ниже.

      Самым главным достоинством этого усилителя было то, что он работал. Измерение привычных сегодня параметров было затруднено, в виду отсутствия, у обычного радиолюбителя, нужных приборов. Даже в справочнике, откуда взята эта схема, параметры усилителя отсутствуют. Тестер, а позднее и осциллограф, вот и всё чем приходилось обходиться. Как я сейчас понимаю, мощность у него была не более 6 Вт, но тогда это было много, и он работал громче большинства ламповых радиол и телевизоров, а главное звучал лучше, что и сыграло главную роль в моём дальнейшем творчестве.
       Если взять за основу приведённую схему, и попробовать её сделать на существующих сейчас транзисторах, добавив к ней имеющийся опыт разработок усилителей, то может быть удастся получить что-нибудь адекватное сегодняшним требованиям?
      Сегодня не обязательно собирать схему в реальности, её можно проверить на компьютерной модели с помощью соответствующей программы, например Multisim. Это значительно облегчает задачу и позволяет без дополнительных материальных затрат ответить на поставленный вопрос.
       Не знаю, насколько близко удастся приблизиться к параметрам в реальных конструкциях, но на модели они получились вполне адекватными сегодняшним требованиям, как я понимаю. Например, такой параметр, как нелинейные искажения, усилитель «высокой линейности», обсуждавшийся на форуме, в Multisim показывал значение 0,01%, а у модели они достигали значения 0,001%. Но важно было иметь адекватными не только нелинейные искажения, но и остальные параметры. Например, приличную мощность на уровне 100 Вт, хороший КПД, про который редко кто вспоминает, и стабилизацию тока покоя, о которой, похоже, вообще никто не вспоминает.  Привожу получившуюся схему усилителя, чтобы можно было более подробно рассмотреть, каким образом это достигается.

      Выходной каскад состоит из двух составных транзисторов, типа КТ925, КТ927. Понятно, что в модели использовались их аналоги. Включены они не эмиттерными повторителями, как чаще всего можно увидеть в приводимых схемах на форуме, а коллекторами к нагрузке. Такое включение обеспечивает наиболее полное использование транзисторов по мощности, а значит и высокий КПД. Принято считать, и не без основания, что такое включение транзисторов приводит к росту нелинейных искажений. Поэтому, для уменьшения усиления каскада, используются местная обратная связь, за счёт резисторов R17, R18.  Вместе с транзисторами VT3, VT4 получается выходной каскад, обеспечивающий усиление по мощности. Транзистор VT1 обеспечивает усиление по напряжению и является элементом общей отрицательной обратной связи. При входном пиковом напряжении 3,7 Вольт, усилитель имеет максимальную выходную мощность, то есть он рассчитан на выходной сигнал звуковой карты.
      Резистор R11 обеспечивает выравнивание плеч выходного каскада по усилению, и первоначально устанавливается в среднее положение. В процессе настройки он устанавливается в положение, обеспечивающее минимальные нелинейные искажения.
      Основной регулировкой усилителя является установка тока покоя, обеспечивающего желаемый уровень нелинейных искажений. Ток покоя задаётся транзистором VT2, диодами VD1, VD2 и резисторами R6, R8, R9. Причём диоды являются датчиками температуры, и вместе с выходными транзисторами располагаются не на печатной плате, а на радиаторе охлаждения как можно плотнее к выходным транзисторам с использованием теплопроводящей пасты и элементов крепления, обеспечивающих надёжный тепловой контакт.
      К сожалению промоделировать изменение тока покоя при нагреве выходных транзисторов не получается и поэтому проверить как он меняется можно будет на реальном макете, который появится в случае хоть какого-нибудь интереса к данной теме.
      Изначально резистор R6 предназначался для снижения чувствительности усилителя на транзисторе VT2. Так как вполне реальна ситуация, когда из-за высокой чувствительности схемы термокомпенсации, при нагревании выходных транзисторов, ток покоя будет уменьшаться, хотя обычно он растёт. Но в дальнейшем оказалось, что он играет более значимую роль в схеме и его необходимо выбирать по другим критериям.
      Моделирование показывает, что с нагрузкой 8 Ом, увеличение тока покоя до 800 мА, приводит к снижению нелинейных искажений до 0,003% и менее, вплоть до 0,001%, при дальнейшем увеличении тока. Это значение нелинейных искажений фиксировалось при выходной мощности 4 Вт. Такая мощность уже будет обеспечивать вполне приемлемую громкость звучания для небольшого помещения, и взята за точку отсчёта. При меньших значениях выходной мощности, нелинейные искажения снижаются. Для нагрузки 4 Ом, потребуется больший ток покоя, обеспечивающий тот же уровень нелинейных искажений.
      Второй точкой отсчёта брался уровень половины выходной мощности, или 0,707 от максимального выходного напряжения. Здесь нелинейные искажения увеличивались до 0,06% на нагрузке 4 Ом, хотя ток покоя увеличивался до 2 Ампер.
      Возможно, для любителей А класса, такой ток кажется вполне приемлемым, но для  усилителя начального уровня он всё же будет великоват. Именно поэтому после многочисленных попыток снизить ток покоя, при приемлемых нелинейных искажениях, выяснилось, что схема, задающая ток покоя на транзисторе VT2, вместе с диодами и резисторами смещения, работает как корректор нелинейных искажений. Именно благодаря корректору, при токе покоя в пределах 220…260 мА, усилитель начинает работать с минимальными нелинейными искажениями.
      Мне не встречались упоминания о том, что нелинейные искажения можно корректировать, но, возможно, я отстал от жизни и теперь это обыденная реальность. И даже, если на самом деле корректор нелинейных искажений здесь встретился впервые, кого и чем сейчас можно удивить?
      В первую очередь самому было интересно понять, как это работает. Теорию так и не придумал. Но на практике, в процессе моделирования, стало понятно, что резистор R6, определяет точность коррекции, и его величина зависит от нагрузки. Поэтому на схеме приведены два значения, в скобках для нагрузки 4 Ом. Так как при изменении величины этого сопротивления ток покоя меняется, то одновременно приходится менять ток покоя с помощью резистора R8. Соответственно на схеме тоже приводятся два значения этого резистора.
      При реализации в железе, номиналы резисторов R6 и R8, скорее всего, будут другими. Изменяя их значения, добиваются минимальных нелинейных искажений. Как показало моделирование, на нагрузке 8 Ом, даже при выходном напряжении близком к максимальному значению, нелинейные искажения остаются в пределах 0,002…0,003%.   На нагрузке 4 Ом они возрастают до 0.02%, что, я думаю, допустимо для усилителя начального уровня.
      Было также замечено, что схема коррекции работает только при наличии резисторов обратной связи R17, R18, что делает ещё сложнее выработку теории коррекции нелинейных искажений. Но для практической реализации это ничего не меняет, было бы желание попробовать сделать.
      На схеме пунктиром обозначен резистор Rш, который, может понадобиться, для снижения чувствительности схемы термокомпенсации, ведь резистор R6 теперь играет другую важную роль, и его менять нельзя.  Трудно сказать понадобится ли он вообще, но если и понадобится, то, ориентировочно, будет в пределах 2…10 кОм.
      Конденсаторы С1 и С2, ограничивают диапазон входного сигнала снизу и сверху, обеспечивая нужную полосу рабочих частот. Конденсатор С3 обеспечивает частотную коррекцию усиления, и делает работу усилителя более устойчивой. На модели усилитель показывал равномерное усиление вплоть до 1 мГц, естественно без конденсаторов С2 и С3, что вряд ли будет получаться в реальности. Очень хорошо устойчивость усилителя на модели проверяется при подаче на вход сигнала с частотой 100кГц, с уровнем, обеспечивающим ограничение выходного сигнала по напряжению.
       В таком режиме хорошо видно как влияет конденсатор С3 при подключении. Теоретически, включение этого конденсатора должно приводить к увеличению нелинейных искажений на частоте 10 кГц и выше.
       Так и происходит, при ёмкости 20 пФ и более, а при 10 пФ искажения наоборот снижаются, поэтому эта величина обозначена на схеме. Хватит ли этой величины в реальности, покажет реализация в железе.
       Устойчивость усилителя в первую очередь определяется глубиной общей отрицательной обратной связи. В данном случае задаётся величиной резистора R3. Этот же резистор одновременно регулирует уровень выходного напряжения при отсутствии сигнала, он должен быть равен половине напряжения питания. Именно по этому критерию он и выбирается.
      В итоге глубина отрицательной обратной связи зависит от величины усиления транзисторов предварительного и выходного каскада, которая определяется типом используемых транзисторов. На это необходимо обращать внимание при выборе замены приведённых на схеме элементов.
       Все значения величины нелинейных искажений приводились ранее для частоты 1 кГц. На 10 кГц эти значения не меняются, а вот на 100 Гц они увеличиваются до 0,005%. Для снижения этого значения придётся увеличивать номиналы ёмкостей С6, С7, именно они определяют рост нелинейных искажений на нижних частотах, и при значениях 4700 мкФ искажения снижаются до 0,003%. Поэтому номиналы ёмкостей С6 и С7 выбираются исходя из необходимости получения минимальных искажений на низких частотах. Кроме того, эти конденсаторы обеспечивают защиту нагрузки от постоянного напряжения, в случае неисправности выходного каскада усилителя.
      При таком количестве элементов схемы, даже печатная плата может не понадобится, можно обойтись макетной платой. А когда-то я обходился и без макетной и без печатной платы, устанавливая элементы на обычном гетинаксе без фольги, обеспечивая крепление элементов за счёт отверстий в плате. Монтаж получался как на печатной плате, а вместо фольги использовались либо выводы элементов, либо монтажный провод. Сейчас это будет делать гораздо проще, с использованием компьютера и принтера можно выполнить компоновку на бумаге, и по прорисовке сделать сверление отверстий, и никаких мучений по переводу рисунка проводников на фольгу, травлению платы, не говоря уже о металлизации переходных отверстий.
       Так что, если хоть кому-то захотелось собрать в железе данную схему, делитесь впечатлениями, продолжайте тему. Я основную работу сделал и вполне возможно участвовать в теме буду изредка, так как всё железо и серьёзные приборы остались по месту прежней работы, а тратить “огромную” пенсию на удовлетворение любопытства не хочется.
       Конечно, хотелось бы, что бы данный материал хоть кому-нибудь пригодился, но для нас уже стало привычным, что за нас всё делают китайцы. Что-же, пожуём-увидим.
      И в заключении стоит отметить, что заявленные 100 Вт выходной мощности, усилитель обеспечивает на нагрузке 4 Ом, с нелинейными искажениями менее 1%. При этом КПД его составлял более 70%, что совсем неплохо для усилителя начального уровня, вернее модели усилителя. Интересно, до реализации дойдёт дело, или это очередной “глас вопиющего в пустыне”?   
    • By asgladd
      Разработана и отмакетирована схема полностью симметричного УМЗЧ с высокими параметрами и отличной термостабильностью.
      Свойства усилителя -
         Питание от выпрямителя с выходным напряжением +/- 25-50 В (развязка от питающих напряжений -95 дБ) Работоспособность сохраняется даже при питании +/- 10 В.
         Выходная мощность при +/- 50 В = 180 /100 Вт для нагрузки 4/8 Ом.
         Выходное сопротивление близко к нулю.
         Любая емкостная нагрузка не приводит к возбуждению.
         КНИ меньше уровня шумов при любой амплитуде выходного сигнала и только на частоте 20 кГц при мощности более 5 Вт достигает уровня 0,0015 %.
         Интермодуляционные искажения менее -106 дБ.
         Полностью отсутствуют настройки. Сдвиг нуля на выходе при любой температуре окружающей среды и при прогреве выходных транзисторов не превышает +/-3 мВ.
         Ток покоя выходных транзисторов автоматически поддерживается равным 80 мА (на каждый транзистор ) с точностью +/- 10 % для любой температуры.
         Выходной каскад работает в режиме супер-А с малыми переключательными искажениями. Ограничение токов выходных транзисторов позволяет усилителю в течении нескольких секунд выдерживать короткие замыкания нагрузки (при полном входном сигнале) .
         В схеме использованы красные светодиоды АЛ307 с напряжением стабилизации 1,65В,
      диоды D1-D4,D7-D10,D11,D12 -1N4148 (КД521), стабилитроны D5,D6,D13,D14- любые маломощные на 3,3 В ( я использую два АЛ307-последовательно) , все резисторы  0.25 Вт, кроме R29/R30 - 3,3-3,6 кОм/1 Вт, R19-20 - 7,5 кОм/0,5 Вт , R45-R48 - проволочные 5 Вт (белая керамика),  R53,R54-10 Ом/2 Вт, электролиты С2,С5-С7,С13,С14 - на напряжение 16 В, С11,С12 на 63 В (если на выходе выпрямителя 50 В)
         Транзисторы ВС556С/ВС546С (2-3 руб / шт) нужно брать из одной партии ( одинаковые гравировки на корпусе) с разбросом h21 не более 15 % - этого достаточно для "правильной" работы всех дифкаскадов и токовых зеркал!
           Выходные транзисторы в подборе не нуждаются (глубокая ООС по току "выравнивает" все параметры)
         Усилитель напряжения (Т1-Т12) и схема супер-А (Т13-Т22)  монтируются (за пару вечеров) на монтажной плате 4 на 6 см  и соединяются с радиатором с выходными транзисторами и керамикой R45-R48 и всем вокруг них - гибкими проводами 4-6 см.
      Правильно собранный усилитель сразу работает в заявленном режиме - это можно проверить по напряжениям на эмиттерных транзисторах R45-R48 (22-26 мВ) , а ноль на выходе не должен быть более +/- 3 мВ.
         Коммутационные искажения проверялись компенсационным методом. Амплитуда этих искажений не превышала 10 мВ при наиболее "тяжелом" сигнале - 20 кГц-амплитудой 40 В  на 4 Ома нагрузки ! На частотах ниже 5 кГц искажения теряются в шумах.
         Стабильная картина с минимальными искажениями при любой температуре выходных транзисторов - основное преимущество схем супер-А перед схемами терморегулирования с постоянной времени 10-20 секунд !
       Более подробно об усилителях с режимом супер-А можно почитать в моей статье "Схемотехника термостабильных УМЗЧ  с "настоящим" супер-А" на сайте Паяльника.

      Симфин2.CIR
    • By viktor novikov
      С чего всё началось:
      Одна из моих колонок s70 очень сильно басила,а при добавлении громкости начиналось самовозбуждение и соответственно гул нч динамика.
      так как дел,раньше,с s70 я не имел,полез в интернет искать,как настроить датчик ЭМОС.В интернете говорилось про БЛОК ИР,но сразу я не понял,что это значит.
      Открутил заднюю крышку,не увидел там того,что мне нужно,просто поставил её на место и закрутил обратно,внутри ничего не трогал СОВСЕМ,но тем не менее,колонка перестала подавать признаки жизни.
      Как такое возможно,понять я не могу.В общем прошу помощи у знающих,как оживить колонку и настроить этот ЭМОС.С уважением.
    • Guest Дмитрий
      By Guest Дмитрий
      Здравствуйте, вопрос вот, тема моей дипломной работы по окончанию колледжа УНЧ 100 Вт на микросхем TDA7294, мне надо узнать, при каком пониженном напряжении и дополнительном сопротивлении произойдёт сбой работы. 
      Как это модно сделать теоретическим путем? 
    • By Michael Symba
      Доброго всем времени!
      В моей практике первый транзисторный усилитель с двухэтажным питанием. Вышел из строя один канал, а точнее, похоже был неисправный изначально, т.к. он не использовался ни разу. В наличии только одна АС и использовался один канал усилителя. На слабой громкости усилитель подхрипывал. При прогоне синуса с генератора, на выходе усилителя одна полуволна сигнала сильно звенела. С повышением громкости, хрип становился меньше, и ощущалось явное падение мощности в сравнении с исправным каналом. Вскрыл, думал полюбому проблема с выходным каскадом, что еще могло то... Но, все транзисторы целые оказались. Продолжил ковырять, оказался пробит транзистор 2SC4793 (обвел его на фото). 1837 целый. лезу дальше. обращаю внимание что на ногах ОУ питание +19 и -10. Первое о чем подумал - стабилитроны. Нет, они целые... Если выход ОУ отсоединить, перекос по питанию устраняется. Перекос идет по стороне плеча, где стоял 4793. транзистор KSP42 (обвел на фото) ощутимо греется. Все транзисторы и диоды в этом куске платы целые. На противоположном конце платы не проверял транзисторы, предполагая, что на работу в таком состоянии они не влияют. Дальше ничего не смотрел, т.к. слабо себе представляю схему. И как это все работает на самом деле. Помогите опознать схему по которой собран усилитель, может быть кто то встречал уже. Есть подозрение, что где-то неправильный монтаж с завода. Так же на резисторе 0.33 ом имеется почернение, но ни он ни соседние компоненты не повреждены. 



  • Сообщения

    • Хотелось именно яркость подсветки комфортную установить, чтобы в темноте не слепила. Можно было конечно тупо резистором подобрать, но мы ж лёгких путей не ищем
    • Да - врёт, как дышит...  
    • Через вход цепей прозвонки. напряжение он выдает на щупы.   На кой хрен там это гамно?
    • Ну раз пошла тема за канифоль, то вот: Функциональная подставка под паяльник: основа - кусок ламенированой фанеры.ложе паяльника (на стойках) , в закреплёных ячейках 1-я  ячейка с каплями припоя (излишки стряхиваю с жала), ячейки 2 и 3 с текущими расходниками (в зависимости от типа ремонтируемого оборудования), ячейки 4 и 5 с элементами крепления ремонтируемого оборудования,  ячейка 6 - "дефектовочный отстойник" (шайба закатилась случайно), место 7 - "горячий угол" - где по мере надобности работаю с канифолью, по мере загрязнения горелой канифоли, угол зачищается (канцелярским ножом срезается/соскабливается в мусор). Ячейки - обрезаные  корпуса конденсаторов и релюшек. Этой подставке уже лет 25, делалась под условия удобства работы исходя из личных пристрастий согласованых со своими тараканами. Есть и современные подставки и от паяльных станций разных конструкций..., эта самая ходовая, привычная!!. С уважением, Сергей
    • offtop: для 4 маломощных светодиодов городить ШИМ регулятор не было совершенно никакого смысла. Тем более, устройство стационарное и ограничений по питанию нет.
    • Ну мне казалось, что это (наличие резисторов) само собой разумеющееся.  
×
×
  • Create New...